По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Правительства Сахалинской области от 10.10.2014 N 550-р "Об утверждении Концепции развития системы социального партнерства на территории Сахалинской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 октября 2014 г. № 550-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях дальнейшего совершенствования и развития системы социального партнерства на территории Сахалинской области, обеспечения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Сахалинской области, работников и работодателей и их представителей, согласования государственного и договорного регулирования социально-трудовых отношений:

1. Утвердить Концепцию развития системы социального партнерства на территории Сахалинской области (далее - Концепция) (прилагается).
2. Агентству по труду Сахалинской области (В.В.Ковалева) совместно с областным объединением организаций профсоюзов и союзом промышленников и предпринимателей Сахалинской области в срок до 31 декабря 2014 года разработать и представить в установленном порядке в Правительство Сахалинской области проект распоряжения Правительства Сахалинской области об утверждении Плана основных мероприятий по реализации Концепции.
3. Органам исполнительной власти Сахалинской области руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции в целях развития системы социального партнерства на территории муниципальных образований.

Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
С.Г.Шередекин





Утверждена
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 10.10.2014 № 550-р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Общие положения

Социальное партнерство является одним из важнейших общественно-государственных механизмов в системе управления социально-экономическим развитием региона.
Формируемая в Сахалинской области система социального партнерства должна обеспечивать согласование интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления по таким важнейшим направлениям государственной политики в сфере социально-экономического развития, как:
- повышение реальных доходов и достойный уровень жизни населения, создание условий для сокращения дифференциации заработной платы;
- обеспечение безопасных условий и охраны труда, снижение производственного травматизма;
- защита трудовых прав работников, предупреждение и разрешение трудовых конфликтов;
- обеспечение эффективной занятости и социальной защиты населения;
- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы посредством организации непрерывной профессиональной подготовки, повышения квалификации незанятого населения и работников организаций;
- регулирование процессов внутренней и внешней трудовой миграции, формирование и развитие трудового потенциала области.
Настоящая Концепция определяет основные направления формирования и развития системы социального партнерства, ее правового и организационного обеспечения для осуществления эффективного взаимодействия сторон социального партнерства по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

1.2. Основные понятия и определения

В настоящей Концепции применяются следующие основные понятия и определения:
- социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей;
- соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции;
- работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;
- представители работодателей - на локальном уровне - руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Сахалинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации и локальными нормативными актами; на иных уровнях - соответствующие объединения работодателей, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
- работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
- представители работников - профессиональные союзы и их объединения (ассоциации), уполномоченные представлять интересы работников, иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных законодательством;
- объединение работодателей - основанная на членстве работодателей некоммерческая организация, созданная на добровольной основе для представительства интересов и защиты прав своих членов (работодателей) во взаимоотношениях с представителями работников, органами государственной власти и органами местного самоуправления в социально-трудовых отношениях;
- представители органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления - руководители данных органов или иные уполномоченные этими органами лица;
- областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений - комиссия, сформированная на паритетных началах из представителей областного объединения организаций профсоюзов, областного объединения работодателей и органов исполнительной власти Сахалинской области для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений на региональном уровне, ведения коллективных переговоров и заключения областных соглашений, а также для организации контроля за их выполнением;
- территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений - комиссия, сформированная на паритетных началах из представителей территориальных объединений профсоюзов, территориальных объединений работодателей и соответствующих органов местного самоуправления для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений на уровне муниципального образования, ведения коллективных переговоров и заключения территориальных соглашений, а также для организации контроля за их выполнением;
- субъекты социального партнерства - работники, работодатели, а также органы исполнительной власти Сахалинской области, органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей.

2. АНАЛИЗ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ

2.1. Оценка существующего положения социального партнерства

Социальное партнерство следует рассматривать как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества работников, работодателей и государства оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.
Основная цель социального партнерства состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, работников и работодателей.

Социальное партнерство в России начинает активно развиваться в период реформирования российской экономики. Начиная с 1991 года проводится интенсивная работа по созданию нормативно-правовой базы, создающей возможность формирования системы социального партнерства в рыночных условиях. Принимаются Указы Президента Российской Федерации от 15.11.1991 № 1222 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)", от 24.01.1992 № 45 "О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", Законы Российской Федерации от 11.03.1992 № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", от 23.11.1995 № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", а также постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 № 468 "О службе по урегулированию коллективных споров". Начиная с 1992 года в практику регулирования социально-трудовых отношений входит заключение на трехсторонней основе генерального соглашения.
В настоящее время правовой основой системы социального партнерства являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";
- Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей".
Трудовым кодексом Российской Федерации определены принципы, формы и уровни социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений, органы социального партнерства на всех уровнях, закреплено право работников на участие в управлении организацией, а также ответственность сторон социального партнерства.
Практика реализации законодательства в сфере социально-трудовых отношений выработала такие формы взаимодействия субъектов социального партнерства, как: коллективные переговоры по заключению коллективных договоров и соглашений, консультации; совместная работа в комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений; участие работников и их представителей в органах управления организаций; контроль за выполнением достигнутых договоренностей; урегулирование коллективных трудовых споров.
Основной формой реализации социального партнерства являются заключаемые в организациях коллективные договоры, а также соглашения, заключаемые на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства.
Однако действующим законодательством определена лишь минимально необходимая правовая основа для формирования системы социального партнерства и введения в действие механизма коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, которая нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии.

2.2. Развитие социального партнерства в Сахалинской области

В Сахалинской области формирование системы социального партнерства началось с 1996 года. Принято постановление Губернатора Сахалинской области от 02.08.1996 № 370 "О работе управления по труду администрации области", предусматривающее разработку порядка разрешения коллективных трудовых споров и порядка уведомительной регистрации коллективных договоров в Сахалинской области. Постановлением Губернатора Сахалинской области 09.12.1997 № 585 создана Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - областная трехсторонняя комиссия). Законом Сахалинской области от 15.12.1998 № 92 "О системе социального партнерства в Сахалинской области" установлена правовая основа деятельности сторон социального партнерства, определены принципы, формы и органы в системе социального партнерства Сахалинской области. Постановлением Губернатора Сахалинской области от 07.12.1998 № 454 утверждено Положение о порядке регистрации коллективных договоров и соглашений в Сахалинской области, в соответствии с которым уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений осуществляется управлением по труду администрации Сахалинской области и органами местного самоуправления. Изданы распоряжения администрации Сахалинской области от 20.09.2001 № 61-ра и от 15.02.2007 № 63-ра "О взаимодействии органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций области с профсоюзами". В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 07.04.2009 № 124-па "О внесении изменений в постановление Губернатора Сахалинской области от 07.12.98 № 454 "Об утверждении Положения о порядке регистрации коллективных договоров и соглашений в Сахалинской области" с апреля 2009 года уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений осуществляет управление по труду Сахалинской области.
В настоящее время вопросы социального партнерства на территории Сахалинской области регулируются Законом Сахалинской области от 30.06.2006 № 67-ЗО "О системе социального партнерства в Сахалинской области".
Полномочия по уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений, а также по уведомительной регистрации коллективных трудовых споров и содействию в их урегулировании возложены на агентство по труду Сахалинской области. Указанные полномочия реализуются государственным органом в соответствии с административными регламентами, утвержденными приказами агентства по труду Сахалинской области от 24.12.2012 № 218, от 31.07.2012 № 129.
Одним из инструментов регулирования социально-трудовых отношений является региональное соглашение, которое начиная с 1996 года заключается администрацией области и областным объединением организаций профсоюзов, а с 2000 года - с участием также и объединения работодателей.
В настоящее время в области действует Соглашение между Правительством Сахалинской области, областным объединением организаций профсоюзов и объединением работодателей Сахалинской области на 2012 - 2014 годы (далее - областное трехстороннее соглашение), основной целью которого является проведение социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение уровня и качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития социально ориентированной экономики, повышение ее конкурентоспособности и увеличения прибыльности хозяйствующих субъектов, роста производительности труда, обеспечения стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста работников.
Областное трехстороннее соглашение служит основой для заключения областных отраслевых соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров.
В соответствии с областным трехсторонним соглашением стороны ежегодно с 2008 года устанавливают минимальный размер заработной платы в Сахалинской области не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
В 2014 году впервые Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области предусматривается поэтапное ее увеличение (с 1 января и с 1 октября 2014 года), а также устанавливается зависимость размера минимальной заработной платы от районного коэффициента, применяемого в соответствующих районах области, что позволяет обеспечить дифференцированный подход к установлению заработной платы работников, работающих и проживающих в различных природно-климатических условиях.
На 1 июля 2014 года в области заключены и действуют отраслевые соглашения в таких отраслях (сферах деятельности), как: социальная защита, образование, здравоохранение, рыбное хозяйство, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, МВД, МЧС.
В шести муниципальных образованиях (Анивский, Охинский, Поронайский, Долинский, Невельский и Южно-Сахалинский городские округа) созданы территориальные трехсторонние комиссии и заключены территориальные соглашения.
В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления, работодателям и работникам, развития социального партнерства на территориальном уровне решением областной трехсторонней комиссии от 20.11.2013 № 15 утверждены методические рекомендации "О развитии социального партнерства на территориальном уровне".
В 391 организации заключены коллективные договоры, прошедшие уведомительную регистрацию в агентстве по труду Сахалинской области. При этом максимальное количество коллективных договоров заключено в таких сферах, как здравоохранение (79), образование (77), промышленность (27), жилищно-коммунальное хозяйство (18). В разрезе муниципальных образований наибольшее количество коллективных договоров заключено в организациях, осуществляющих деятельность на территории Южно-Сахалинского (211), Углегорского (30) городских округов. Более половины из них заключены первичными профсоюзными организациями. Действующими коллективными договорами охвачено более 43 тысяч работников, что составляет 17% от всего работающего населения Сахалинской области.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений из представителей областного объединения организаций профсоюзов, объединения работодателей и органов исполнительной власти Сахалинской области на паритетной основе создана областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая наделена полномочиями по координации деятельности сторон социального партнерства в части выработки и реализации основных принципов социально-экономической политики и регулирования трудовых отношений, разработки и (или) обсуждения проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти в сфере труда, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта областного трехстороннего соглашения и соглашений о минимальной заработной плате в Сахалинской области.
В целях создания безопасных условий труда, развития трудового потенциала работников организаций, создания условий для ведения здорового образа жизни, повышения престижа рабочих профессий, совершенствования профессиональных умений и навыков работников в Сахалинской области ежегодно проводятся региональные этапы всероссийских конкурсов "Российская организация высокой социальной эффективности" и "Лучший по профессии".
Проводимая в области работа по развитию социального партнерства в целом позитивно влияет на стабилизацию социально-экономической обстановки в отраслях и в регионе.
Вместе с тем, складывающаяся система коллективно-договорного регулирования трудовых отношений еще не в полной мере стала эффективным механизмом, позволяющим установить оптимальный баланс интересов работников и работодателей и реализовать меры, направленные на повышение экономических результатов работы организаций, отраслей, муниципальных образований, региона.
Основными причинами, сдерживающими эффективность функционирования системы социального партнерства в Сахалинской области, являются:
- отсутствие территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях, недооценка их роли и возможностей в решении вопросов местного значения;
- отсутствие территориальных и отраслевых объединений работодателей, обладающих необходимыми полномочиями для заключения отраслевых и территориальных соглашений;
- низкий охват коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений в организациях;
- отсутствие первичных профсоюзных организаций в большинстве организаций негосударственного сектора экономики;
- формальный подход к заключению коллективных договоров, в том числе принятие обязательств без учета финансово-экономического положения работодателя;
- отсутствие механизмов, обеспечивающих обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений работниками, работодателями и их представителями, а также органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
- не урегулированная на законодательном уровне процедура уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений, а также осуществления контроля за их выполнением;
- несовершенство действующего порядка присоединения организаций к соглашениям;
- отсутствие эффективных механизмов разрешения коллективных трудовых споров;
- отсутствие централизованного банка данных организаций, на которые распространяется действие отраслевых соглашений.
Кроме того, в целях обеспечения эффективной работы по социальному партнерству требуется создание системы подготовки кадров, обеспечивающих ведение переговоров, заключение соглашений и урегулирование коллективных трудовых споров.

3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Основной целью настоящей Концепции является создание эффективной системы социального партнерства, способствующей обеспечению оптимального согласования интересов работников, работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Процесс совершенствования системы социального партнерства должен обеспечить появление новых форм и методов взаимодействия сторон социального партнерства, органичное включение партнерских отношений в управление регионом, повышение роли областной и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в реализации государственной политики в сфере труда, дальнейшее развитие коллективно-договорных отношений на всех уровнях социального партнерства.
Для решения поставленных задач предусматривается:
- совершенствование организационных форм социального партнерства и процедур взаимодействия субъектов социального партнерства;
- совершенствование нормативно-правового регулирования социального партнерства, в том числе по вопросам порядка ведения переговоров, подготовки и заключения соглашений, присоединения к заключенным соглашениям, распространения их действия на работодателей, не участвующих в заключении соглашений, организации контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений;
- создание эффективных механизмов разрешения коллективных трудовых споров на любых этапах их развития;
- организация работы по формированию объединений работодателей на отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства с максимальным охватом организаций независимо от формы собственности при содействии соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Сахалинской области с соблюдением принципа независимости объединений работодателей;
- повышение эффективности деятельности государственных и профсоюзных органов, осуществляющих контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соглашений, коллективных договоров;
- разработка профессиональными союзами и их объединениями минимального социального стандарта профсоюзов, который в обязательном порядке включается в коллективные договоры и соглашения;
- проведение трехсторонних консультаций по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики в Сахалинской области, а также предварительное обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, занятости населения, трудовой миграции и социального обеспечения;
- анализ и обобщение лучших практик социального партнерства, осуществление социальных проектов в сфере труда, в том числе проведение региональных этапов всероссийских конкурсов "Лучший по профессии" и "Российская организация высокой социальной эффективности";
- развитие связей областной трехсторонней комиссии с территориальными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, созданными в муниципальных образованиях области;
- изучение, обобщение и распространение опыта работы сторон социального партнерства по принятию и реализации отраслевых и территориальных соглашений;
- проведение мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности работников и работодателей в сфере трудовых отношений, а также информированности работников о праве представительного органа работников инициировать ведение коллективных переговоров, участвовать в разработке и заключении коллективных договоров и соглашений, осуществлять контроль за их выполнением;
- проведение конференций, конкурсов, семинаров, совещаний, "круглых столов" по обсуждению актуальных вопросов, связанных с дальнейшим развитием социального партнерства и трудовых отношений;
- оказание организационной и методической помощи органам исполнительной власти, органам местного самоуправления Сахалинской области, работодателям, работникам и их представителям по заключению соглашений, коллективных договоров;
- информационное обеспечение деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, регулярная публикация материалов в средствах массовой информации, на официальном интернет-сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области и агентства по труду Сахалинской области, посвященных развитию социального партнерства в Сахалинской области.

4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Политика в сфере развития системы социального партнерства на территории Сахалинской области должна иметь долгосрочный стратегический характер и четкие целевые ориентиры на развитие; представлять целостную систему, основанную на федеральном и региональном законодательстве, скоординированную с учетом государственной политики в экономической и социальной сферах; строиться на реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами, и быть направленной на защиту прав и свобод сторон социального партнерства, запрещение любых форм ограничения свободы, взаимное признание интересов сторон как важных и правомерных, взаимную ответственность сторон за исполнение (неисполнение) согласованных решений.
Концепция служит основой для организации работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, объединений работодателей Сахалинской области по решению вопросов, связанных с реализацией государственной политики в сфере труда и социального партнерства.
Реализация Концепции осуществляется в соответствии с Планом основных мероприятий, утверждаемым распоряжением Правительства Сахалинской области, по согласованию с областным объединением организаций профсоюзов и союзом промышленников и предпринимателей Сахалинской области.
План основных мероприятий разрабатывается с учетом законодательства Российской Федерации и Сахалинской области, регулирующего вопросы в сфере трудовых отношений и социального партнерства, генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, соглашения между Правительством Сахалинской области, областным объединением организаций профсоюзов и объединением работодателей Сахалинской области на 2012 - 2014 годы и предусматривает комплекс организационных, правовых и экономических мер, направленных на развитие системы социального партнерства на территории Сахалинской области.
Координация реализации Плана основных мероприятий осуществляется агентством по труду Сахалинской области.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Реализация Концепции позволит создать условия для устойчивого развития отраслей экономики, повышения уровня и качества жизни населения Сахалинской области, обеспечения социальной и правовой защищенности работников; развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, повышения роли профессиональных союзов и их объединений, формирования объединений работодателей на всех уровнях социального партнерства.


------------------------------------------------------------------